1
Правила успешного наставничества
для всех наставников отдела АСУ
1. Про программу "Наставничество"
1) Наставничество это - процесс обучения и оценки сотрудником отдела АСУ стажера базовым навыкам и знаниями для возможного продолжения обучения и дальнейшей работы в штате команды.

2) Какую ценность желает получить и получает стажер?(полезно знать при выстраивании программы):
2.1) Более углубленное и быстрое знакомство с одним из IT направлений, с IT в целом, оценить пригодность для себя
2.2) Получение конкретного оплачиваемого навыка в базовом виде
2.3) Получить опыт работы в команде
2.4) Трудоустроиться и комфортно совмещать работу, развитие, опыт, учебу, заработок
2.5) Стажировка полностью оплачиваема для стажера, если он попадает в команду

3) Какую ценность получает команда АСУ от наставничества?
3.1) Усиление команды путем поиска, развития, раскрытия талантов
3.2) Ценностная функция/миссия во вне - возможность любому студенту в Университете попробовать себя в IT, получить бесплатного репетитора, поддержку, знания и навыки. Возможно кому-то открыть очень значимую для его дальнейшей жизни дорогу
Самое главное, что важно понимать Наставникам (без шуток):
Нам всего 20-ть с чем-то, но наставника помнят всю жизнь. Либо в хорошем ключе, либо в негативном.

Наша команда и организация дает возможность направить жизнь в интересное, обеспечиваемое, очень актуальное, с кучей возможностей направление.

Но если вы, как наставник, где-то расслабитесь, невовлеченно отнесетесь к наставничеству, поленитесь, будете уделять недостаточное внимание, мотивацию, выделять недостаточное время и энергию - Вы можете закрыть человеку жизненную дорогу, со всеми негативными последствиями для него и его семьи, оставить неверное впечатление об IT, взаимодействии людей в IT командах. Вы проводник в мир IT и поверьте, стажеры очень чутко чувствуют отношение.

Лучше сделать от себя все возможное и знать, что если стажер не дошел до конца, то это вероятно его выбор, а не результат пробелов в наставничестве.

Из нашего опыта, опыта российских и зарубежных компаний, мы составили советы в форме плохой наставник и хороший наставник. Разделение образное, чтобы легче было понимать.
2. 7 обязательных функций наставника
2) Хороший наставник выполняет ВСЕ функции наставника и понимает, что если даже если в одной дать слабину - это может повлиять на все. :
Плохой наставник выполняет либо часть функций, либо определенные спустя рукава, считая их неважными - в итоге не понимает, почему его стажер слился или замкнулся или не вовлечен, винит стажера.

7 Обязательных функций наставника:
1) Первичное выявление уровня знаний и навыков стажера как по IT в целом, так и по конкретному направлению. Выявление основной мотивации
2) Выстраивание персонализированной программы обучения с учетом принятых общих программ по направлениям, советы с тим-лидом
3) Частое (минимум 3 раза в неделю) инициирование общения, взаимодействия, поддержки стажера, уточнения есть ли вопросы и нужна ли помощь
4) Выдача и проверка обучающих заданий со сроками и конкретными ожидаемыми результатами
5) Постоянная мотивация и подбадривание стажера
6) Сведение стажера с другими сотрудниками/группами команды для улучшения общего кругозора и понимания, как устроены процессы
7) Фоновая постоянная оценка hard и soft навыков стажера с оперативной и корректной обратной связью стажеру, подстройкой программы

3. Как выдавать и проверять обучающие задания?
3) Хороший наставник соблюдает основные моменты правильной постановки задачи - его стажеры делают все в срок и как он ожидал.
Плохой наставник ставит задачу неправильно и потом злиться на стажера, что то не понял или сделал не так, затянул. Или вообще пропадают после задания (такое было не раз)

Чек-лист проверки себя, что задание выдано и курируется корректно:
1) В постановке четко сказано, в каком формате и какого вида должен быть ответ - в идеале пример.
2) В постановке сказано, что стажеру даст выполнение этого задания (после уточнить, есть ли какие-то мероприятия по учебе, которые могут затянуть выполнение) и почему оно важно, /какую ценность/знания и навыки/открытие возможностей для изучения дальнейших тем и др.
3) После выдачи задания - спросил у стажера сам все ли понятно, нужно ли что-то уточнить, есть ли какие то вопросы?
4) Проинформировал стажера, " напоминаю, очень хочу, чтобы не стеснялся, в любое время уточнял/спрашивал/запрашивал поддержку. Сейчас этап ученичества, все окей, тормоза и ошибки допускаются. Наоборот плохо если не было обращений, а задание не выполнено".
5) Со стажером закреплено конкретное дата-время а) окончательной готовности задания б) 1-2 даты-времени промежуточных отписок/созвонов по актуализации хода решения, что сделано за период
6) Проверка тщательная, обратная связь расширенная. Важно подбадривать за правильные шаги, а за неправильные !корректно, !доброжелательно говорить как сделать лучше/что переделать

4. Как подбадривать и давать обратную связь?
4) Хороший наставник мотивирует, корректно подбадривает и хвалит стажера за выполненные задания, старания, вовлеченность. Он понимает, что при обучение в IT это не так просто и каждое подбадривание не дает опускать руки.
Плохой наставник считает, что это (искусство маленьких побед) лишнее, забывая каким был сам когда учился. Стажеры замыкаются и сливаются.

Основные аспекты
1) Подбадривать и хвалить можно не только за показанный результат, но и за пройденные темы, вовлеченность, общительность и любознательность, что уже прошел до такого этапа, и др.
2) Если стажер ошибся или выполняет задания, взаимодействует, ведет себя не должным образом - обратную связь в корректной и доброжелательной форме лучше давать сразу и смотреть исправляется/старается ли исправить это стажер.
3) Если систематично "забивает" на обратную связь, есть проблемы с дисциплиной, поведением - то лучше корректно и сразу предупредить, что к сожалению у нас нет возможности идти вперед, не поправляя прошлые аспекты и стоит их все-таки поправить. Иначе придется попрощаться. И действительно прощаться, мы выделяем большой ресурс на Наставничество в потоке других задач. Также такой человек и в будущем может также себя проявлять уже в боевом процессе, что потянет команду вниз.
Made on
Tilda